Записки учителя биологии

Меню сайта
Наш опрос
Ваш любимый предмет ;-)
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
внимание! Новые задания! Ребята, это новые задания! Желаю вам удачи в их выполнении! Не забывайте отправлять отчеты о выполнении!!!
  1. Великий русский ученый К.А. Тимирязев называл лишайники «растениями-сфинксами». Как Вы думаете – с чем это было связано? Как можно объяснить взаимоотношения между между грибом и водорослью в составе лишайника? Как происходит размножение лишайников? Дайте развернутый обоснованный ответ.
  2. Злаки образуют одно из крупнейших семейств Однодольных растений. Плод злаков — зерновка. Опишите строение зерновки. Проростки пшеницы имеют сладкий вкус. Чем это можно объяснить?

Раздел II

  1. Некоторые арктические рыбы всю жизнь проводят при температуре ниже нуля (-1,8ºС). Каким образом они избегают холодового повреждения тканей и органов?
  2. Выберете из приведенного перечня тех животных, которые имеют замкнутую кровеносную систему: головастик, мокрица, окунь, паук-крестовик, дождевой червь, лягушка, кузнечик, виноградная улитка, муравей, ворона. К какому типу относятся выбранные Вами животные? Какие преимущества имеет замкнутая кровеносная система перед незамкнутой?

Раздел III

  1. Какое кровоизлияние более опасно для жизни — в коре головного мозга или в продолговатом мозге? Объясните свое решение.
  2. Беременной женщине впервые сделали переливание крови одноименной группы. Несмотря на это у нее возник гемотрансфузионный шок. В чем заключалась ошибка врача?

Раздел IV

  1. Существуют верховые и низинные болота. Растение росянку чаще всего можно встретить на верховых болотах. Почему? К какому трофическому уровне в биоценозе болота можно отнести росянку?
  2. Как регулируются сезонные ритмы у живых организмов? Ответ обоснуйте.

Вариант 14-10

Раздел I

  1. Известно, что в смешанном лесу средней полосы есть подстилка. А вот в тропическом лесу ее почти нет. С чем это связано? Почему уничтожение тропических лесов ведет за собой опустынивание? Дайте развернутый ответ.
  2. Какие признаки характерны для Покрытосеменных растений, которые опыляются ветром и насекомыми? Приведите по 3 примера таких растений. Существуют ли другие способы опыления? Приведите примеры.

Раздел II

  1. Какие насекомые — с полным или неполным превращением  — появились на Земле раньше? Ответ аргументируйте
  2. Водные пресмыкающиеся или живородящи или откладывают яйца на сушу. Но никто из них не откладывает яйца в воду. Как по Вашему, почему?

Раздел III

  1. У людей, живущих в высокогорных районах, показатели крови отличаются от соответствующих показателей жителей равнин. В чем заключаются эти отличия? Чем они объясняются?
  2. Хорошо известно, что при утомлении у человека сначала нарушается точность движения, а потом уменьшается сила сокращения мышц. Как Вы можете это объяснить?

Раздел IV

  1. Что такое анализирующее скрещивание? С какой целью его используют? Приведите примеры. Ответ обоснуйте.
  2. Опишите виды экологической сукцессии. Ответ обоснуйте.

Вариант 11-10

Раздел I

  1. Грибы относятся к отдельному царству. Объясните, с чем это связано. Как происходит размножение грибов?  Приведите примеры грибов — паразитов растений.
  2. Известно, что растения могут вступать в симбиотические отношения с другими организмами. Дайте определение понятия «симбиоз». Приведите примеры симбиоза растений и бактерий, растений и грибов, растений и животных. Для каждого примера дайте пояснения, исходя из определения понятия «симбиоз».

Раздел II

  1. Группа радикально настроенных «зеленых» разгромила крупную пушную звероферму и выпустила на волю полторы тысячи норок. Предложите возможный дальнейший сценарий: какая судьба ожидает этих освобожденных норок в природе и как это событие отразится на местной фауне?
  2. У кого в царстве Животных в процессе эволюции впервые проявилась мезодерма? Почему это расценивается как прогрессивное событие?

Раздел III

  1. Какое утверждение Вы считаете верным: «Легкие расширяются, потому, что в них входит воздух» или «Воздух входит в легкие, поэтому они расширяются». Разберите две ситуации: естественное дыхание и искусственное дыхание. Объясните, как Вы понимаете механизм вдоха и выдоха и регуляцию дыхания.
  2. У испытуемого раздражают мышцу через кожу при помощи электродов, на которые подается электрический ток. Какие реакции могут возникнуть: (1) ощущение раздражения кожи без сокращения мышцы; (2) сокращение мышцы без ощущения раздражения кожи; (3) ощущение раздражение кожи и сокращение мышцы?

Раздел IV






    Здравствуйте! Ребята, предлагаю вашему вниманию олимпиадныне задания. Вс Ю инструкции о выполнении смотрите  на почте.



    1. "Рожденный летать" Некоторые организмы значительную часть жизни проводят в полете. Предложите модель строения организма, который всю жизнь проводит в воздухе и никогда не приземляется. Какие трудности возникнут у такого организма? Какими могут быть пути их преодоления? Какие экологические особенности будут характерны для такого организма?

    2. "Работник месяца" Клетки организма отличаются по интенсивности метаболизма, эффективности работы и другим параметрам. Какие ткани и клетки в организме человека заслуживают звания «лучшего работника»? Какие критерии можно использовать для оценки количества и качества выполняемой ими работы?

    3. "Толкание ядра" Процесс созревания эритроцитов млекопитающих сопровождается энуклеацией – выталкиванием ядра из клетки. Какие преимущества эукариотическим клеткам и организму в целом дает отсутствие ядра? Каким типам клеток животных было бы выгодно «избавиться» от ядра? Ответ обоснуйте.

    4. "Синцитиальный зверь" Среди современных животных синцитиальное строение является исключением (стеклянные губки), в то же время у многих из них есть отдельные синцитиальные структуры. Какие преимущества животному может дать синцитиальный тип строения? Что ограничивает широкое распространение такого типа строения среди животных? Каким образом эти ограничения могли бы быть преодолены?

    5. "Самый маленький" Работы по созданию искусственной клетки и изучению микроископаемых делают актуальным вопрос о наименьшем возможном размере земных организмов. Какими факторами ограничивается минимальный размер свободноживущего микроорганизма? Каким образом мог бы быть устроен предполагаемый организм наименьшего возможного размера? Какие преимущества может дать сверхмалый размер?

    6. "Биологический будильник" Известны многие периодические биологические процессы, являющиеся основой для «биологических часов». Предположите, каким образом мог бы быть устроен внутренний «биологический будильник», способный подавать сигнал через наперед заданный промежуток времени. В чем могло бы быть его адаптивное значение?

    7. "Не разлей вода" Как известно, в ходе эволюции у эукариот неоднократно происходил эндосимбиогенез с участием одноклеточных организмов. Предположите, как могло бы произойти образование нового вида в результате симбиоза между многоклеточными животными. С какими трудностями будет связан этот процесс? Предложите критерии образования единого организма из многоклеточных симбионтов?

    9. "Цитология без микроскопа" В естественных науках более надежными считаются данные, полученные при помощи разных независимых методов. Какими методами можно доказать клеточное строение организмов, не используя микроскопа? Оцените, насколько полным будет это доказательство? 

    10. "Чистый Гарри" Известно, что число прокариотических клеток в составе микрофлоры человека приблизительно на порядок превышает число собственных клеток в организме. Каковы верхняя и нижняя границы соотношения числа прокариотических клеток к клеткам многоклеточного организма? Чем определяются эти границы? Какой организм, по Вашему мнению, может претендовать на роль самого «стерильного», а какой – на роль самого «грязного»?

    11. "Бесчисленные хромосомы" У большинства эукариот геном распределен между относительно небольшим и определенным числом хромосом. С какими преимуществами и недостатками связано разделение генома на хромосомы? Какие факторы ограничивают максимальное и минимальное число хромосом у эукариот? 

    12. "Молекулярная криптография" Известно, что у прокариот распространен горизонтальный перенос генов. При конкуренции между разными видами бактерий выгодной может оказаться защита от «промышленного шпионажа» – горизонтального переноса благоприятных признаков видам-конкурентам. При помощи каких известных или гипотетических молекулярных механизмов может быть осуществлена «защита информации» в такой ситуации? Сравните эти механизмы по эффективности функционирования и трудности возникновения в ходе эволюции.

    13. "Азбука выживания" Среда обитания внутриклеточных паразитов и симбионтов довольно стабильна, однако и в ней могут происходить изменения. Некоторые молекулы в цитоплазме хозяйской клетки могут нести значимую информацию для паразита или симбионта. О чем они могут сигнализировать? Предложите функциональную классификацию таких сигналов. Как эта классификация будет отличаться для внутриклеточных симбионтов и паразитов?

    14. "Химический язык" Представьте, что в ходе эволюции интеллект, сравнимый с человеческим, возник у вида, использующего для коммуникации главным образом химические сигналы. Каким образом мог бы быть реализован такой «химический язык», чтобы он обладал важнейшими свойствами человеческого языка: неограниченной продуктивностью, наличием грамматических категорий, рекурсивностью? Какие трудности возникнут при реализации этих свойств в случае химической коммуникации? В какой степени они могут быть разрешены? 

    15. "Антивирус" В сельском хозяйстве, наряду с химическими, успешно используются биологические методы защиты растений от вредителей. Предложите эффективный и максимально безопасный биологический метод борьбы с каким-либо вирусом человека при помощи «антивируса» – генетически сконструированного одноклеточного организма или вируса. В чем будут преимущества и недостатки такого метода борьбы с вирусами по сравнению с традиционными методами профилактики и лечения?


    Авторы задач: А.А. Агапов, И.А. Гущина, Н.М. Зоненко, А.И. Костюк, И.А. Кузин, Н.А. Ломов, Г.А. Носов, Д.В. Пупов, И.И. Репетило, О.Н. Черных, Е.С. Шилов. 





    Поиск
    Календарь
    «  Ноябрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930
    Архив записей
    Друзья сайта
  1. Официальный блог
  2. Сообщество uCoz
  3. FAQ по системе
  4. Инструкции для uCoz

  5. Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz